Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

В последних трех свидетельствах говорится о сенях как месте судебного разбирательства с участием князя, .причем в Псковской Судной грамоте прямо указано на то, что князь и посадник судят у князя на сенях. Из других свидетельств ясно, что суд — господа — состоял из князя, степенных посадников и соцких. Княжеские сени скорее всего находились на дворе князя, хотя не исключено, что сени у Троицкого собора имели специальное помещение, отведенное князю для суда. Большинство исследователей, обращавшихся к этому вопросу, склонялись к первому варианту. Положение княжеского двора рассматривалось выше.

Итак, одни сени являлись местом государственной канцелярии и архива Пскова, другие — местом княжеского суда и находились в комплексе построек княжеского двора.

Нерешенным пока остается вопрос об уточнении места тех и других сеней. В литературе существует традиционное мнение о том, что ларь с государственной казной и архивом Пскова находился в Троицком соборе. Таким образом, косвенно решается и вопрос о сенях, так как ларь помещался на них. Не отрицая близости сеней к Троицкому собору, о чем говорит ряд приведенных фактов, мы должны отметить, что в источниках нет прямых указаний «а сени как часть Троицкого собора. Видимо, поэтому Ю. П. Спегальский осторожно замечал, что сени находились «вблизи Троицкого собора». Действительно, если сени — часть церковного здания, то в его комплексе они должны были, несмотря на свою важность, играть подчиненную роль как элемент здания. Где же они могли находиться? Сени как элемент здания — это крыльцо, или помещение между крыльцом и основной частью здания  или крытая галерея второго этажа, имеющая сход — лестницу. Допустить, что сени, где хранились казна и архив, находились в проходном помещении, каким являлись крыльцо и, возможно, притвор, нельзя. Термин «притвор» существовал в это же время и употреблен в отношении церкви Троицы, так что едва ли является синонимом «сеням». Что касается третьего толкования сеней (как крытой галереи), то оно, возможно, было бы приемлемо, если бы архитектура собора была дополнительно изучена с интересующей точки зрения.

Остается возможным и другое решение: сени могли стоять отдельно, так как имеются примеры употребления данного термина для обозначения дома, здания. В таком случае они, видимо, были приближены к собору и располагались на возвышенном основании (столбы?). Об этом можно судить как по аналогии, так и по указаниям 1495 г.— о том, что на сени «лазили», и 1518 г. — о том, что на них висел колокол.

Лубянский всход упоминается в связи с пожарами 1487 и 1507 гг. В 1487 г. на Крому от молнии загорелся костер против Лубянского всхода. В 1507 г. пожар на Запсковье начался на Лубянском всходе: загорелось «от Демешки от мыльника; а горело по Жырковы соуседи» (П1Л).

Итак, Лубянский всход находился на Запсковье, против Крома.. Костры в восточной стене Крома размещались в южной ее половине, так что Лубянский всход был на правом берегу Псковы, против южной части Крома. Всход служил, видимо, для подъема от реки на вторую береговую террасу, несколько отодвинутую, что заметно и сейчас, от берега Псковы. Более точно его место не устанавливается.

Жабья лавица, называемая в летописи в Связи со строительством около нее в 1487 г. церкви Образа и с пожаром 1499 г., находилась на Запсковье. Это ясно из обоих сообщений. Место Образской церкви известно (рис. 9,

Оглавление