Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

Замечательный материал о возникновении новых административно-территориальных единиц в связи с ростом посада дает Запсковье. Здесь в середине XV в. имеется Богоявленский конец, и есть веские основания считать, что существует и второй конец — Кузмодемьянский. Время первоначальной постройки церкви Козмы и Дамияна неизвестно, церковь Богоявления же была поставлена, вероятно, не рацее 1432 г. Видимо, формирование этих концов, как и других, происходило на базе участков, имевших наиболее раннюю традицию заселения. О том, что указанные концы являлись не только обозначением определенных территорий, ной административными единицами, ясно говорит известие о строительной деятельности, предпринятой ими в 1481 —1484 гг.

Оформление концов на Запсковье относится, как нам кажется, ко времени не позднее середины XV в. В это время во всяком случае впервые упоминаются обе церкви, давшие название концам. Население концов объединялось вокруг этих церквей, образуя их приход. Такую же консолидирующую роль в своих концах выполняли старейшие церкви: Михаила и Гавриила архангелов (Городецкий конец), Георгия на Болоте (Остролавицкий конец), Петра и Павла (Боловинский конец), Николы (Опоцкий конец).

Изучение истории псковских концов таит в себе много возможностей, но пока не все из них могут быть реализованы из-за недостаточной изученности ряда смежных тем. Так, совпадение числа концов и числа соборов в Пскове в конце XV в. привело Б. Б. Кафенгауза к выводу, что-эти институты находились в соответствии друг с другом. Исследователь не учел, что наблюдаемое совпадение для предшествующего периода не прослеживается, так как нет данных о времени сложения концов. Удалось установить, что территориально соборы не были связаны с определенными концами. Алешковский считал, что часть из них принадлежала сотенному (посадскому) населению.

Неисследованным остается вопрос о псковских сотнях XIVXV вв. Одновременные источники не содержат прямых топографических указаний для их локализации, хотя сотенная организация в Пскове существовала. По Алешковскому, сотенное население связано с посадом. Исходя из динамики роста города и наличия в Пскове деления на псковичей (мужей псковичей) и посажан, он считал, что с включением посада в состав городской территории сотенное население посада приобретало права гражданства. Конкретный ход этого процесса остается неясным, в частности, в связи с формированием за счет ряда территорий: посада (Запсковье) новых концов. Видимо, посад и его население не были социально однородны. Пока мы вынуждены признать, вслед за Ю. Г. Алексеевым, что «вопрос о соотношении между сотенным и кон-чанско-уличанским делением остается открытым».

Анализ топографии государственных учреждений Пскова показывает, что те из них, которые были связаны с центральным управлением, находились на Крому. Здесь было место сбора веча, сени с государственными архивом и казной, погреба — государственная тюрьма. Здесь же обсуждались и решались все главные вопросы в жизни Пскова. Кром предстает не только могучим замком, каким он был на самом деле, но и центром государственной жизни Пскова.

 Суд князя, степенных посадников и соцких происходил вне Крома: на княжем дворе, на сенях.

Оглавление