Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

Едва ли княжеский ларник имел такую власть, о которой пишет летописец. Указание «на сенях» еще не говорит о том, что ларь был княжеским. Речь идет о тех сенях, которые находились рядом с местом веча и степенью. Они известны по летописному рассказу 1495 г.

По духовной .Никиты Хова 1491—1496 гг. известен еще Филип ларник. В ларе, вероятно, хранились подлинники духовных грамот, как это было с завещанием Никиты Хова.

Сообщение о краже денег «из ларев», относящееся к 1509 г., свидетельствует о том, что лари были и местом хранения государственной казны. Виновным оказался троицкий пономарь Иван, преданный смертной казни. Принадлежность его к причту Троицкого собора — дополнительное свидетельство в пользу расположения архива «на сенях» св. Троицы.

В современной псковской деревне ларем называют высокий длинный Деревянный ящик с крышкой и отделениями. В ларях хранили преимущественно муку, зерно, а до появления сундуков — белье.

Красный двор упоминается в связи с монастырем Пантелеймона под 1468/1469 и 1470 гг. Монастырская церковь стояла на Красном дворе, а монастырь зачастую назывался просто «святой Пантелеймон на Красном дворе». Монастырь существовал и в XIV в. Он находился на правом берегу Великой, на Полонище, против Спасо-Мирожского монастыря (рис. 7, 3; 9, 40). Сейчас на месте монастыря, постройки которого разрушились давно,— жилой дом (ул. К. Либкнехта). Красным двором могли называть как сам монастырский двор, так и какую-то другую чем-либо замечательную постройку, существовавшую здесь ранее.

Свиным волоком называлось место, где в 1468/1469 г. была построена монастырская церковь Ильи. Не удается выяснить, имеется ли в виду Ильинский монастырь на Запсковье или одноименный на Завеличье. Место монастырей устанавливается (см. главу 3).

На Пустынском дворе останавливался в 1469 г. владыка Иона. Здесь он выспрашивал у псковичей о священной грамоте, положенной в ларь в 1468 г. В то время существовали уже монастыри Великопустынский, Никитьева пустынь и Елизарова пустынь 168. Все они могли иметь подворья в Пскове, но известно в XV в. лишь одно — Елизаровский двор, упоминаемый в летописи в связи с пожаром 1499 г. на Запсковье. Возможно, именно о нем идет речь под 1469 г. Это тем более вероятно, что

архиепископ Иона сам посвящал в игумены монастыря Игнатия (1459;— 1465 гг.) 16Э. В 1499 г. Елизаровский двор находился на Запсковье, у Примостья, в заулке. Был ли он там же в 1469 г. и точно ли он имеется в виду в одновременном сообщении,— не устанавливается.

Двор Матуты упоминается под 1471 г., когда он горел. Известно, что он «стоял за стеной», т. е. в городе. Матута Дионисиевич—боярин, землевладелец, правнук псковского старого посадника Нежаты. Возможно, и сам он был посадником.

Оглавление