Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

находилась где-то недалеко от Жабьей лавицы, в восточной части Запсковья, к северу от Жирковского всхода. Об этом можно судить по известию о пожаре 1499 г. Других данных об улице нет. В поздних источниках называется Толокнянская башня с воротами, находившаяся между Гремячими воротами и Глухой башней. Она отмечена на плане 1740 г. Обычно совпадение названий улицы и башни наблюдается в случае, когда башня бывает проездной и проезд соответствует существующей дороге и улице (Трупехова, Великая). Следовательно, и улица Толокнянка проходила через ворота в Толокнянской башне. На плане 1740 г. улица, ведущая к башне, проходит почти параллельно берегу Псковы. Она выходит на центральную магистраль восточной части Запсковья, пересекающую его с юга, от церкви Богоявления, на север, до Ильинских ворот. Улица,   подходившая к Толокнянской башне, и была, вероятно, Толокнянкой (рис. 9). В настоящее время частично повторяет ее по положению и направлению ул. Московская. Этимология названия улицы Толокнянки не прослеживается. Пески, упоминаемые под 1502 г., находятся к югу от Пскова, между p. Промежицей и школой-интернатом на ул. Советской Армии (в прошлом здесь была южная граница д. Образчина). Текст сообщения о приходе немцев к Пскову в 1502 г. позволяет утверждать, что имеются в виду именно эти Пески, а не те что находились на левом берегу Пско-вы в восточной части города и примыкающей к нему территории (о них см. выше). События 1502 г. развертывались к югу от города (броды в Выбутах, мосты на Черехе и Многе). С юга подходила основная дорога, по которой прибывали из Новгорода и Москвы. Она проходила и по Пескам. В 1502 г. псковичи ждали здесь прибытия «силы московской». Мосты на Черехе и Многе были выжжены псковичами при продвижении немцев к Пскову в 1502 г. Они находились там, где дорога пересекала Многу, а затем Череху. Где именно она проходила в 1502 г., точно сказать нельзя, так как известно, что в течение XV в. мост на Черехе менял место.

Мы уже встречались с термином «лавица», употребленным для обозначения мостков по сырому месту, улочки, перехода через водоем или реку. В совершенно ином значении предстает это слово в послании митрополита Симона о попах (1504 г.), помещенном в П1Л. Послание, обращенное к псковскому князю, посадникам, соборам, всем священникам и «всем христоименитым господним людем», запрещало службу вдовствующим попам и дьяконам. Как единый текст с посланием в летописи помещена приписка, сделанная уже в Пскове,— видимо, на подлиннике, откуда она скопирована: «А сия грамота легла пред посадникк псковскими и священники оу лавицы (курсив наш. — И. Л.) августа в, 11 день». Здесь значение слова «лавица» иное, чем в других случаях. Лавица обозначает какое-то государственное или центральное церковное учреждение Пскова. Взаимозависимость такой семантики этого термина с другими его значениями не устанавливается.

Демешки мыльника двор — см. выше «Лубянский всход». Жирковы  (Жирковские)  соуседи —  см. выше «Жирковский   всход». Тароутин двор находился на Запсковье, на улице Мощонка (см. выше). Кем был Тарута, выяснить не удается.

Федоров двор Розквасов — один из крайних объектов пожара на Запсковье в 1507 г. Находился восточнее церквей Козмы и Дамияна и, возможно, Богоявления: «и две церкви огорело Козма и Демьян и святое Богоявление, по сам Федоров двор Розквасов» (П1Л).

В рассказе о пожаре 1507 г. на Запсковье упомянут конец: «и коло-колы оу Козмы и Демьяна згорели, и придел подле церкви з зельями роздрало, а зелеи пушечных згорело бочка, и зане же тоу зелья всего конца стояли» (П1Л). Какой конец имеется в виду? Кажется, речь идет •о Кузмодемьянском конце. Во всяком случае, если существовал Богоявленский конец (а он упоминается под 1458 и 1483 гг.), несомненно существование Кузмодемьянского. Это отчетливо выражено в сообщении о строительстве стены в 1481 —1484 гг.

Оглавление