Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

вв. на Крому — основная причина того, почему клети обнаружены при раскопках лишь на небольшом участке. Это были срубные постройки без печей. Не исключено, что часть построек в раскопе 1960 г. у Кутнего костра является остатками клетей. В этом же раскопе, в насыпи бастиона, сооруженной за счет культурного слоя, встречалось много горелого зерна, происходящего, возможно, из клетей.

В XVIXVII вв. в кремле были государственные и дворцовые житницы и соляные амбары.

Выбор места для хранения припасов на Крому не случаен. В условиях постоянной военной опасности клетные запасы служили гарантией от голода и разорения. Вероятно, клети на Крому появились еще до XIVXV вв. — в тот период, когда детинец был единственным надежным крепостным сооружением в Пскове.

Термин «скудельницы» в летописях обычно связан с рассказами о голоде или моровом поветрии. В 1422 г. во время голода умерших в Пскове пришлых («пустотных» — бездомных) людей похоронили в четырех скудельницах. В 1465 г. во время мора во всех концах на посаде выкопали скудельницы. Последнее свидетельство говорит как будто о том, что скудельницы — общие могилы для умерших людей — старались устраивать на окраинах. Указание на устройство скудельниц во всех концах предполагает совместные действия жителей каждого конца. В свидетельстве о море 1351/1352 г. сказано, что у церквей погребать было уже негде, «и подале от церкви и опрочи могылья на целых местех воскопавше погребахоу» (П1Л). Такие целые места могли быть только на посаде или за ним. Известно, что скудельница была на Завеличье — там, где в 1537 г. поставили церковь Жен Мироносиц. Позднее кладбище тут было расширено. Судя по известию 1546 г., в скудельнице у церкви Жен Мироносиц погребались убогие — бедные, неимущие, нищие, увечные.

Трупехова улица упоминается при описании пожаров 1426 и 1465 гг. По этим летописным известиям она находилась на посаде за рвом, на Полонище. По улице получили название и ворота в стене Среднего города, находившиеся недалеко от церкви Василия на Горке. Трупехова улица проходила не только через Полонище, иначе не было бы надобности создавать в XIV в. ворота с. костром в месте ее прохождения. Такая улица существовала в пределах стены 1374/1375 г. Она показана и надписана («Трупеховская улица») на иконе Сретение Богородицы. Северный конец улицы неясен и теряется где-то у храма Николы на Усохе. Она огибает церкви св. Духа и Василия на Горке с северо-восточной стороны, подходя к Трупеховским воротам в стене 1374/1375 гг. Продолжение улицы за стеной не показано (рис. 2).

На копии иконы из Псковско-Печерского монастыря улица, соответствующая Трупеховской на иконе Сретение Богородицы, отходит от Великой улицы немного южнее церкви Николы на Усохе и имеет продолжение за стеной Среднего, города, подходя к полевым воротам в стене Окольного города (рис.3).

Оглавление